Стой! Или охранник будет стрелять!
(о правах покупателя в супермаркете)
Каждый из нас ежедневно сталкивается с людьми в форме: будь то торговые центры, гипермаркеты или обычные продуктовые магазины. Но кто знает, какими правами обладает сотрудник частного охранного предприятия (далее - ЧОП)? Имеет ли он право Вас задерживать? Или вырывать из рук сумки с продуктами, подозревая, что вы прихватили с прилавка товар? Именно об этом и о том, как правильно и законно поступать в подобных ситуациях мы решили рассказать в очередном материале из раздела «Народные Советы».
Ниже мы используем следующие сокращения: ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации; КоАП РФ – Кодекс об административных правонарушениях; УК РФ – Уголовный кодекс.
Итак, для начала нам нужно разобраться, кто же они такие, эти «чоповцы». При входе в магазины, торговые центры мы часто видим человека в форме, обычно с надписью «охрана». Он разгуливает по квадратным метрам здания или же сидит за мониторами с камерами, попивая горячий кофе. Да-да, вот он и является сотрудником ЧОПа.
Вы собираетесь зайти за продуктами, держа в руках свою сумку, как вдруг, Вас останавливает охранник и в принудительном порядке просит оставить свои вещи в ящике хранения и только после этого идти за покупками. Спросите, имеет ли он на это право? – Нет! В данном случае Вам необходимо позвать администрацию магазина и выяснить, кто дал право сотруднику ЧОПа запрещать входить со своей сумкой? Может, это указано в каком-то законе?
Заранее скажем, что такого закона нет, часто администрация ссылается на внутренние инструкции, но ведь никакие инструкции не могут противоречить законодательству!
Магазин также не может отказать потребителю в обслуживании по причине его отказа от сдачи сумки в камеру хранения. Обуславливая продажу товаров обязательным оказанием услуги по хранению вещей потребителя, магазин тем самым нарушает требования пункта 2 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пункта 22 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ.
И вообще, вы задумывались о том, несет ли ответственность магазин за сохранность ваших вещей в ящиках хранения?
Положив свои вещи в специальный ящик, потребитель заключает с магазином договор хранения. Так, статьи 886, 887, 891, 901 и 902 Гражданского кодекса полностью регламентируют все обязанности хранителя Вашего имущества (магазина), и размер его ответственности. Согласно статье 887, ключ, которым вы закрыли ящик и временно взяли себе, является подтверждением Вашего договора с торговым объектом. Поскольку администрация магазина является хранителем Ваших вещей, следовательно, на основании главы 47 Гражданского кодекса РФ, она несёт ответственность за их сохранность. В соответствии с положениями ст. 891 ГК РФ хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. В реальных условиях доказать ценность Ваших вещей, скорее всего, не получится. Но, если Вам удастся подтвердить размер материального ущерба документально, например, чеками, то есть все шансы возложить полную ответственность на магазин. В действительности, конечно, такие случаи крайне редки, поэтому своё имущество Вы сдаете на свой страх и риск.
Походив по магазину, Вы наполнили свою корзину товарами и, собираясь идти в сторону кассы, случайно задеваете пирамидную постройку из хорошего (или не очень хорошего) красного вина. Хрупкая постройка, начинает терять свою геометрически выверенную форму. Неизбежным последствием будет шум разбитого стекла. На этот шум в скором порядке собираются «превосходящие силы противника» из числа персонала магазина и, угрожая Вам «неприятностями», требуют в принудительном порядке оплатить утраченный товар.
Давайте разберемся. Момент передачи вещи имеет важное значение в договоре купли-продажи. Риск случайной гибели или случайного повреждения товара, в соответствии со ст. 459 ГК РФ, переходит на покупателя с момента, когда, в соответствии с законом, продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. До этого момента все риски, связанные со случайной гибелью или повреждением товара, лежат на собственнике данного товара, т.е. на продавце.
Риск случайной гибели имущества или случайного его повреждения, согласно ст. 211 ГК РФ, несет магазин, если иное не предусмотрено договором. В данном случае, до оплаты товара в кассе, собственником является магазин.
Статья 493 ГК РФ «…договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара....».
Для большей ясности – Вы не обязаны платить за данный товар. Однако, администрация магазина всё-таки может заставить Вас возместить ущерб, но только в судебном порядке. Пожалуй, это единственный возможный вариант их воздействия, если, конечно же, будет доказано, что Вы разбили товар умышленно.
Кодекс об административных правонарушениях в статье 7.17 предусматривает ответственность за умышленное уничтожение и повреждение чужого имущества: «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, - влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей».Давайте разберем 2 ситуации: вину покупателя и вину магазина.
Покупатель будет виновен, если:
• Вы взяли в руки товар, и по неосторожности выронили его и разбили;
• К порче товара привело ваше «неестественное» поведение в торговом зале (бег, драки, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т.п.);
• Вы намеренно разбили тот или иной товар (например, взяли в руки бутылку дорого виски и со словами «вот вам, буржуи» со всего размаху кинули бутылку об стену).
Конечно, в подобных ситуациях вина лежит на Вас, и вы должны будете возместить ущерб.
В следующих случаях вина полностью лежит на магазине, и никто не вправе требовать с вас возмещения ущерба:
• В торговом зале проходы заставлены коробками, товаром и т.д., соответственно у Вас нет возможности проехать с тележкой;
• Товар, на стеллажах расположен неустойчиво;
• В магазине мокрый пол, и вы повредили товар поскользнувшись;
• Товар разбился, упав с ленты на кассе.
Если же администрация всё-таки настаивает на оплате товара, смело требуйте жалобную книгу и оставляйте в ней соответствующую запись. Также мы рекомендуем потребовать от магазина составления акта о порче имущества, в котором обязательно указывайте все детали произошедшего; желательно заручиться поддержкой двух свидетелей - ими могут быть, например, ваши подруги/друзья или другие покупатели магазина.
А что делать, если охранник решил Вас не выпускать из магазина до тех пор, пока Вы не оплатите стоимость товара в полном объеме? Напомним, что сотрудник ЧОП должен вежливо остановить Вас; если он, по вашему мнению, поступает грубо, следует ему напомнить о существовании ст. 203 УК РФ, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет за превышение полномочий сотрудниками ЧОП. Не повышая голоса объясните ему, что готовы возместить ущерб, только после того как Ваша вина будет доказана в суде.
Имея при себе средства фото- или видеофиксации, Вы можете воспользоваться ими. Охрана магазина не может запретить Вам снимать на камеру, ссылаясь на внутренние правила магазина, ведь в этом усматривается нарушение Ваших конституционных прав: свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Вы можете попросить предъявить удостоверение частного охранника (п.5, ч.2 ст. 12.1 Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»: «Частные охранники обязаны... предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника»). Постарайтесь запомнить его имя и фамилию.
Нередки случаи, когда Вы проходите через систему предотвращения краж– магнитную рамку, или, как ее называют в народе, «пищалку», после чего срабатывает этот страшный звук и на него сбегается поднятый по тревоге персонал магазина во главе с их главнокомандующим – охранником. Ваши действия? Выложить всё до последней скрепки из сумки? Во избежание неприятностей. Или задумаетесь, а обязаны ли вы это вообще делать? А Вы задумывались, имеют ли они право требовать от Вас совершения подобных действий?
Наверное, одна из самых распространенных причин «тесного» общения с охраной магазина – подозрение в краже. Юристы отмечают, что при подозрении покупателя охранник может вежливо, приятным голосом и с улыбкой на лице попросить показать содержимое его вещей, чтобы выяснить причину. В идеализированной модели, Вас должны пригласить в комнату для досмотра, где находятся двое понятых и весь процесс проходит фиксацию: видеосъёмка или протокол.
Итак, вернемся к «пищалкам». Допустим, мы уверены, что ничего не могли прихватить с собой и чисты перед законом. Что же тогда будет делать охранник? На самом деле, вариантов поведения у него немного, ведь он имеет право только остановить покупателя, при этом назвать весомую причину остановки: заметил по камерам наблюдения что-то подозрительное и т.д., и вызвать полицию. В данном случае покупатель не обязан дожидаться полиции и вправе покинуть магазин. В том случае, если охранник задерживает покупателя до прибытия полиции, это может быть квалифицировано как незаконное лишение свободы (статья 127 УК РФ).
Запомните: обыск уполномочены производить только сотрудники полиции. Процедура обыска проводится только лицом одного пола с подозреваемым в краже и в присутствии понятых и специалистов того же пола.
Но ведь бывает, что покупатели сами заходят с товаром, купленным в другом магазине, а если ещё и без чека! Опасаясь, что в камерах хранения вещи могут пропасть и доказать материальную ценность их будет ой как не просто, и это мы выяснили еще в начале статьи.
Доказывать свою невиновность просто нет необходимости, как мы знаем, обычно следует доказывать вину (статья 1.5 КоАП, и статья 5 УК РФ). Почти во всех магазинах есть камеры наблюдения, запись с которых можно просмотреть в любое время. Но и тут есть подводные камни: расследовать такие дела должна не охранное предприятие, а полиция (п. 8 ч. 1 ст. 13 Федеральнго закона «О полиции»). Поэтому при отсутствии чека придётся задержаться в магазине до приезда полицейских, выяснения ими обстоятельств и установления вины либо её отсутствия.
Особая история с детьми. Как объяснить ребенку, что некоторые вещи в на стеллажах трогать нельзя, когда их так много и всё они разноцветные, да блестящие? Конечно, любой юрист скажет, что уголовная ответственность в таком случае наступает с 14 лет, но для блага Ваших детей, в магазинах следует внимательно присматривать за ними, не говоря уж о том, что закон требует этого как от родителей, так и от опекунов (ст. 63 Семейного кодекса РФ).
В заключении хотелось бы пожелать Вам не попадать в ситуации, в которых Вам может пригодиться данная информация. А если уж пригодится - то стойкости Вам в отстаивании своих законных (!) прав.
Екатерина Коткова
Другие полезные советы на все случаи жизни (или почти на все) Вы найдете в нашей рубрике "Народные советы" от компании Юрфикон.