О вождении в нетрезвом виде

Дуть или не дуть

Вас останавливает сотрудник ГИБДД и приглашает «дунуть в трубочку». В этой ситуации может оказаться каждый. Удивительно, но в подавляющем большинстве случаев действия сотрудника ГИБДД в отношении лиц, подозреваемых ими в управлении автомобилем в нетрезвом виде, являются незаконными. В том числе и описанное выше приглашение «подуть». Надо сказать, что любой сотрудник ДПС является лицом, находящимся на службе у государства. И действия сотрудника этим же государством достаточно жестко регулируются. Правила поведения инспекторов являются формальными. Они установлены законодательными нормами, постановлениями Правительства РФ и нормативными документами МВД. Допускать отсебятины никакой офицер – будь он хоть генералом – не в праве.

Итак, Вас остановили, пригласили «в гости» в автомобиль инспектора ДПС и предлагают подуть в трубочку, то есть хотят, чтобы Вы прошли специальный тест,  указывающий на наличие паров алкоголя в выдыхаемом  воздухе. Этот тест называется «освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения». Как правило, подуть Вам предлагают в некий простой (портативный) прибор со стрелочной или цифровой индикацией, причем прибор этот обычно не снабжен никаким печатающим устройством.

В описанной ситуации подозрения сотрудника формально не являются поводом для вашего освидетельствования. Проведению освидетельствования должна предшествовать формальная процедура – отстранение от управления транспортным средством (далее – ТС) путем запрещения управления данным транспортным средством вами (ч. 3 ст. 27.12 КоАП). Об отстранении сотрудником составляется протокол, в котором указываются дата, время, место, основания отстранения от управления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о водителе. Необходимо присутствие также двух свидетелей (понятых), которые должны оставить свои подписи в протоколе.

Основанием для отстранения от управления ТС является наличие одного или нескольких признаков, установленных п. 126 Приказа МВД от 2 марта 2009 г. № 185, а также ст. 3 Постановления Правительства РФ от 26.06.2008 № 475:

а) запах алкоголя изо рта;

б) неустойчивость позы;

в) нарушение речи;

г) резкое изменение окраски кожных покровов лица;

д) поведение, не соответствующее обстановке.

Таким образом, остановивший Вас инспектор должен для начала убедиться в наличии указанных признаков (хотя бы одного), затем он обязан пригласить понятых, в присутствии которых он имеет право отстранить Вас от управления ТС путем составления соответствующего протокола.

Как видите, прежде чем предложить Вам освидетельствование, инспектор должен проделать большую работу.

«Дуть или не дуть?» - возникает естественный вопрос в том случае, если инспектор не отстранив Вас от управления транспортным средством предлагает всё-таки «подуть».

Впрочем, вряд ли получится убедить сотрудника, что вы трезвы, если у него уже возникло намерение «продуть» вас – к этому нужно быть готовым.

Первое, что должен сделать сотрудник в таком случае – отстранить вас от управления транспортным средством. Лишь после этого возможно проведение процедуры освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. В этот момент рекомендуется, по возможности, передать управление ТС знакомому или родственнику – ведь если ваша вина будет доказана, машина на эвакуаторе отправится на штрафстоянку.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе. Перед освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения сотрудник обязан проинформировать вас о порядке освидетельствования с применением технического средства измерения, целостности клейма государственного поверителя, наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения.  Внимательно отнеситесь к соблюдению установленных к прибору требований и в случае несоответствия требуйте у сотрудника предоставить «правильный» прибор. Не заявляйте, что вы отказываетесь от освидетельствования, но настаивайте на том, что пройдете его только с использованием технического средства, соответствующего нормам законодательства. Стоит отметить, что сотрудник не может доставить Вас на пост ГИБДД для прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения без Вашего согласия. Поэтому, если сотрудник не может предоставить подходящее устройство на месте и просит проехать с ним на пост – предложите ему подвезти такое устройство на место. В случае, если Вы переживаете за выпитое вчера, эта мера поможет Вам выиграть немного времени.

Также важно знать, что процедура освидетельствования проводится в присутствии двух понятых, которые не могут являться сотрудниками ГИБДД, либо с использованием средств видеофиксации. Не соглашайтесь на освидетельствования без понятых или видеосъемки – это в первую очередь нужно для защиты ваших прав.

Если все вышеперечисленные условия соблюдены, следующее, что вам нужно знать – допустимая норма алкоголя за рулем составляет 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха.. Прибор показал меньше? Значит, на этом ваше общение с сотрудником подходит к концу – вы трезвы и не являетесь правонарушителем. Больше? Не стоит паниковать, ведь результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не являются доказательством вашего опьянения, если только Вы сами не согласитесь с ними.

Поэтому первое, что вы должны помнить – ни в коем случае не соглашайтесь с результатами освидетельствования! Согласившись, вы признаете себя виновным и понесете ответственность. В случае несогласия вас направят на медицинское освидетельствования в медицинскую организацию. От медицинского освидетельствования также нельзя отказываться – штрафная санкция за такой отказ аналогична той, что предусмотрена за вождение в нетрезвом состоянии (согласно ст. 12.26 КоАП).

На место проведения медицинского освидетельствования водитель препровождается сотрудником ГИБДД. Автомобиль освидетельствуемого при этом может оставаться на том месте, где случилось отстранения от управления, поскольку основания для его эвакуации нет – не считается, что правонарушение имело место, так как оно еще не доказано. Не запрещено, если кто-то из Ваших родственников или друзей присмотрит за Вашим автомобилем, или даже перегонит его в какое-либо другое место. Само понятие «препровождение» четкого определения не имеет. Можно трактовать его так, что Вас отвезут на автомобиле сотрудника ГИБДД. Но можно считать, что Вы вправе самостоятельно добираться до пункта медицинского освидетельствования под присмотром инспектора: пешком, на такси или на автомобиле, управляемым кем-то кроме Вас.

По приезде на место проведения медицинского освидетельствования, будь то непосредственно медицинское учреждение или специально оборудованный для подобных целей передвижной медицинский пункт, попросите врача подтвердить его право проводить медицинское освидетельствование – по закону на это имеют права лишь медицинские работники, прошедшим подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей транспортных средств. Также, как и в случае с освидетельствованием на месте, попросите показать вам паспорт устройства, с помощью которого будет производиться медицинское освидетельствование. Также потребуйте любые иные документы, подтверждающие, что прибор соответствует требованиям (об этом мы писали выше).

Медицинское освидетельствование включает в себя два замера с интервалом в 20 минут, а также, согласно Приказу Минздрава России от 15.06.2015 года № 344н, будет произведен анализ мочи (или крови) в целях проверки организма на наличие следов наркотических препаратов. Каждая процедура регистрируется в специальном журнале медицинской организации. По результатам медицинского освидетельствования составляется акт медицинского освидетельствования в 3 (трех) экземплярах, который подписывается врачом и заверяется печатью медицинской организации; один экземпляр акта выдается водителю.

В случае, если медицинское освидетельствование даст отрицательный результат, сотрудник ГИБДД доставит вас к вашей машине. Если и в этот раз была превышена допустимая норма алкоголя в выдыхаемом воздухе, сотрудником составляется протокол об административном правонарушении согласно статье 12.8 КоАП. В этом протоколе вы должны указать, что с выводами сотрудника не согласны, так как не употребляли алкоголь. Также обязательно укажите, что требуете независимой медицинской экспертизы – это будет последний (при условии, что все действия сотрудников ГИБДД и медицинской организации носили законный характер) способ доказать свою невиновность.

Независимая (очевидно платная) экспертиза проводится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию. Срок, в течение которого водитель должен пройти такую экспертизу, законодательно не регламентирован. Однако, мы настоятельно рекомендуем не затягивать с этой процедурой – чем меньше времени пройдет с момента первичного медицинского освидетельствования, тем больший «вес» будут иметь результаты независимой экспертизы в суде. Так что, Ваши действия должны быть примерно следующими – находите адрес и телефон медицинской организации, оказывающей данную услугу, и как можно быстрее поезжайте туда. Советуем, пройти независимое исследование не в одном, а по меньшей мере в двух медицинских учреждениях.

Ну а если и независимая экспертиза подтвердила превышение нормы содержание алкоголя – наказание по ст. 12.8 КоАП составляет 30 тысяч рублей и 1.5-2 года лишения права управления транспортными средствами;  в случае повторного нарушения наступает уголовная ответственность, предусматривающая куда более серьезное наказание – штраф до 300 тысяч рублей, 3 года лишение прав и до 2 лет лишения свободы.

Пить или не пить – рулить  или не рулить

Попробуем ответить на естественный вопрос – в каком случае к человеку можно применить понятие «вождение в нетрезвом виде»? Кто он этот нетрезвый водитель? Тот кто выпил вчера бутылку водки? Или тот, кто за два часа до того, чтобы сесть за руль выпил бокал пива?

Закон в этой части детального ответа не содержит. Законодатель просто вводит формальное ограничение: в литре выдыхаемого воздуха не должно быть более  0,16 мг спирта. При этом разного рода ответственные лица, комментируя в средствах массовой информации данную законодательную норму, всячески подчеркивают, что не следует считать, что пить понемножку, будучи за рулем, разрешено. Необходимость введения верхней планки нормы обусловлена исключительно необходимостью предотвращения технических ошибок. По мнению законодателя  0,16 мг/л – это максимальная погрешность приборов, определяющих количество алкоголя в организме человека путем анализа выдыхаемого воздуха. И если человек «попался» в руки правоохранительных органов с большим показателем, то ему будет вменено пьянство за рулем.

В связи с этим, по нашему мнению, следует в нашем сознании поменять местами эти два явления – употребление алкоголя и вождение автомобиля. Надо говорить не о вождении в нетрезвом виде, а о том, как быть с употреблением спиртного, если приходится управлять ТС.

В нашей стране употребление алкоголя не запрещено.  И это употребление, по сути, не ограничено. Пей сколько хочешь и когда хочешь. Но в некоторых случаях ограничение может иметь место. В частности, это происходит в рассматриваемом случае, когда во времени совпадают два процесса - управление авто и питье алкогольных напитков.

Вопросы о том, что, сколько и когда пить, если есть потребность «рулить», разрешаются, если просто прочесть закон, и увидеть установленную им норму. Вывод напрашивается очень простой: человек должен позволять себе пить так, чтобы на момент посадки на водительское место автомобиля количество спирта в выдыхаемом воздухе было не более 0,16 мг/л (на самом деле меньше, так как реальная погрешность  у любого прибора все-таки есть).

Этого можно добиться, если выбрать соответствующие количественно-временные показатели употребления алкоголя. Иными словами, надо определиться, сколько, чего и когда пить, чтобы не выйти за пределы установленных норм. Поэтому надо говорить не о том, можно ли ездить, если употребляешь алкоголь, а о том, как этот алкоголь употреблять, если хочешь порулить. Почувствуйте, как говорится, разницу.

Эти количественно-временные показатели разнятся у всех, они определяются физиологическими особенностями индивида. Можно найти материалы, из которых следует, что спирт, содержащийся в рюмке водки, расщепляется до допустимых норм за пару часов. Но это не для всех. Другая народная норма – если пьешь сегодня, то управлять ТС ранее как завтра нельзя. Чтобы алкоголь из организма ушел надо «проспаться». Это тоже верно лишь отчасти, потому как если принять «на грудь» большое количество алкоголя, то пауза в ночь может не возыметь должного эффекта. Известны случаи, когда небольшое количество алкоголя может не выветриваться сутками.

Вывод один - полагаться можно только на объективные показатели. Некоторые люди заводят для этих целей алкотестеры и сами себе устраивают проверку перед тем, как сесть за руль. Неплохая, на наш взгляд, идея.

Вместе с тем мы согласны с простой идеей: «Выпил – за руль не садись». Мы также понимаем, что если ты выпил много (перебрал), то лучше не садиться за руль и завтра.

Заключение

Наши советы, изложенные сегодня, не предназначены для того, чтобы помочь выкрутиться тем, кто позволяет себе вождение автомобиля в нетрезвом виде. Такие люди являются по сути преступниками, что подтверждается законодательством большого количества стран.

Наша цель рассказать какие права и обязанности есть у участников дорожных споров об употреблении алкоголя, совмещенном с управлением ТС. Мы хотим, чтобы люди знали свои права и могли их на элементарном уровне защитить.

К сожалению, до сих пор встречаются случаи «развода» сотрудниками ГИБДД юридически неграмотных водителей с целью получения незаконной выгоды (т.е. взятки). Важно помнить, что такие нечистые на руку сотрудники предпочитают не связываться с теми гражданами, которые хорошо осведомлены о своих правах и обязанностях, а также о правах и обязанностях сотрудников. Если Вы видите, что сотрудник ДПС нацелен на получение взятки, не лишним будет позвонить по телефону горячей линии, который обычно написан на кузове служебного транспорта ГИБДД (или используйте стандартный номер 112).  И ни в коем случае не стоит на подобного рода сделку с сотрудником – поверьте, лишение прав не так страшно, как судимость. По этому же телефону можно рассказать о том, какие меры незаконного воздействия на Вас использует  инспектор ГИБДД, даже если до намеков на выплату «дани» дело еще не дошло.    Не стесняйтесь при составления какого-либо протокола записывать в него сведения о всех нарушениях закона, которые допускал сотрудники ГИБДД в преддверие написания этого протокола. Если инспектор зафиксировал в протоколе не соответствующие действительности факты – об этом тоже надо указать в протоколе. Все разговоры с сотрудниками ГИБДД и медицинскими работниками советуем записать на диктофон, встроенный, к примеру, в мобильный телефон. Это поможет при дальнейших спорах, которые неизбежны после того, как Вы попали в указанные выше «передряги».

Максим Вараксин

Другие полезные советы на все случаи жизни (или почти на все) Вы найдете в нашей рубрике "Народные советы" от компании Юрфикон.